Новости

Филиал «Каменецкая башня» будет закрыт для посетителей с 22 августа по 28 августа 2016 года

В связи с ремонтом филиал «Каменецкая башня» будет закрыт для посетителей с 22 августа по 28 августа 2016 года. Экскурсии будут проводиться только с наружным осмотром башни.

Мероприятие "Древний берестянинин"

27 июля 2016 года открылся цикл праздничных мероприятий, приуроченных ко Дню города.

Подробнее...

Мероприятие "Лечи, лечи, лепесток"

Подробнее...

Филиал «Спасённые художественные ценности»

Музей «Спасенные художественные ценности».Музей «Спасённые художественные ценности» открыт 4 февраля 1989 года. Он разместился в живописном здании усадебного типа по улице Ленина, 39, которое было построено в 1925 – 1927 гг. по проекту польского архитектора Ю.Лисецкого и ныне является памятником архитектуры. Это единственный в Беларуси музей, экспозиция которого состоит из произведений искусства и предметов антиквариата, изъятых таможенниками при попытке их незаконного вывоза за рубеж.

19 февраля 2016 г. открылась новая экспозиция музея «Спасенные художественные ценности». Автор художественного проекта экспозиции – член Белорусского союза художников Ю.Л.Сухов.

В экспозиции представлено около 400 музейных предметов. Почти в каждом из залов вниманию посетителей предлагаются новые экспонаты.
Первый зал посвящён теме деятельности Брестской таможни по предотвращению незаконного перемещения культурных ценностей. Здесь можно увидеть уникальные фотоснимки, сделанные при обнаружении контрабанды, предметы, послужившие тайниками для нее, икону «Св. Власий Севастийский с житием», распиленную контрабандистом на шесть частей, чтобы легче было спрятать ее от таможенного досмотра. Впервые можно увидеть приборы, которыми пользовались брестские таможенники в 1970-2000–х гг. при поиске контрабанды, первый экспонат, поступивший в музей из таможни в 1953 г., – икону «Чудо св. Георгия о змие».

Самая обширная и ценная часть собрания музея – русская иконопись XVI - начала XX века - представлена в двух следующих залах. Иконопись – одно из самых выдающихся явлений русского искусства, поэтому на протяжении нескольких десятилетий иконы занимали одно из первых мест среди предметов контрабанды из России, Беларуси, Украины. 

Наиболее древние иконы в экспозиции датируются XVI веком. В это время на Руси сложился единый иконописный стиль, в основу которого легли достижения московской школы иконописи: лаконичная композиция, выразительность и плавность линий, мягкий гармоничный колорит. Произведения XVII века представляют завершающий этап развития древнерусского искусства.
Следующий раздел посвящен русской иконописи Нового времени, которая испытывала заметное влияние светского искусства. Во многих иконах XVIII в. проявляются черты стиля барокко, для которого характерны повышенная декоративность, пышность, орнаментальность. В XIX веке особенно ценились иконы «мелочного письма», т.е. выполненные в технике миниатюры. Традиции древнерусского искусства в наибольшей степени сохранялись в произведениях старообрядческих мастерских.

Впервые представлены в экспозиции такие редкие иконографические сюжеты, как «Триодь цветная», «Уверение Фомы», «Союзом любви связуемые апостолы», а также образы наиболее почитаемых русских святых. 

В отдельном зале экспонируются иконы в серебряных окладах, созданные в ведущих ювелирных центрах России XVIII – начала XX века: Москве, Санкт-Петербурге, Ярославле, Калуге и др. Они дают возможность проследить эволюцию и смену стилей в русском серебряном деле Нового времени, знакомят с основными приемами художественной обработки серебра. Впечатляет своим размером и высоким художественным уровнем исполнения оклад иконы «Преподобный Сергий Радонежский», выполненный в 1843 г. в Санкт-Петербурге мастером Дмитрием Андреевым, работавшим для Императорского двора. 

Экспозицию культового искусства дополняют значительно расширенный комплекс русского медного художественного литья, паломнические реликвии и ростовская финифть.
Светское ювелирное искусство представлено изделиями всемирно известных ювелирных фирм России: Фаберже, Овчинникова, Хлебникова и других, а также серебряными кавказскими поясами и кинжалами в серебряных оправах. Впервые включены в экспозицию изделия из хрусталя в серебряных оправах Ильгюциемской стекольной фабрики (г. Рига), завоевавшей в 1937 г. Гран-при на международной выставке в Париже. 

В зале искусства стран Востока создан раздел искусства буддизма. Это буддийские иконы – танки и мелкая пластика из бронзы и слоновой кости.
Искусство Японии демонстрируют свитки «какэмоно», выполненные в технике традиционной японской живописи на шелке, и фаянсовые вазы мастерских Сацума, искусство Китая - фарфор и вазы с перегородчатыми эмалями начала XX в. Регион Центральной Азии впервые представлен медночеканной посудой XIX– начала XX в., сохранившей древние формы и мотивы орнаментального декора.

В зале европейского декоративно-прикладного искусства XVIII – начала XX в. экспонируются предметы убранства интерьера - антикварная мебель, бронза, фарфор.

В экспозиции живописи преобладают произведения пейзажного жанра. Это картины И.К. Айвазовского, Г.Г. Мясоедова, Ю.Ю. Клевера, С.А. Виноградова, П.А. Левченко, уроженца Беларуси А.Г. Горавского.
В портретной галерее музея особого внимания заслуживают «Портрет неизвестного в зелёном кафтане» кисти И.Ф.А. Дарбеса, «Портрет девушки» П.Я. Рауда.

Раздел живописи пополнился картиной Ф. Эйсмонда «После охоты», пейзажем И.К. Айвазовского «Парусник на мели», «Портретом девочки», написанным в 1900 г. неизвестным русским художником.
В зале графики экспонируются произведения Ф.А. Бронникова, М.А. Врубеля, Ф. Леже, образцы репродукционной гравюры на меди первой половины XIX века.

В связи с открытием экспозиции возобновляется проведение тематической экскурсии «Искусство иконописи», семейной интерактивной экскурсии «По следам Кота Ученого», музейно-педагогических занятий по программам «Православное искусство» и «Жизнь старинной усадьбы».